Стойки (балансы) на руках без сомнения считаются максимально эффективными, потому что:

— уровень концентрации внимания максимальный (чего крайне сложно добиться в других асанах),

— навык контроля за микродвижениями в суставах и напряжением/расслаблением мышц в этих позах позволяет более точно отстраивать другие асаны,

— ощущение целостности всего тела и взаимодействия движений в нем выходит на другой уровень,

— энергетический эффект довольно сильный (волевые усилия в сложных позах активно влияют на вишуддху).

Итак, под стойками на руках можно подразумевать следующие асаны (это далеко не все, но этого списка более чем достаточно). Я разделю их на блоки:

1. Базовый блок:

— бакасана (журавль),

— бхуджапидасана (паук),

— аштавакрасана (поза скрутки в восьми местах).

2. Основной блок:

— эка пада каундиниасана 1, 2,

— титибхасана (поза светлячка),

— дви пада каундиниасана,

— эка пада бакасана,

— эка пада галавасана.

3. Продвинутый блок:

— эка пада данда каундиниасана,

— майюрасана (павлин),

— толасана (поза весов),

— вришчикасана (скорпион),

— адхо мукха врикшасана (стойка на руках),

— пинча майюрасана (поза пера павлина).

Что же нам нужно, чтобы научиться выполнять эти асаны?

1. Страх- наш враг

Пока вы боитесь упасть, боитесь, что сложно и т. п. (нужное дописать…) вы не сдвинетесь с мертвой точки. Все падали из бакасаны, стоек на руках или предплечьях. Можно научиться безопасно (насколько это возможно) «вываливаться» из асаны, чтобы избежать травм. Наблюдения показывают, что как раз те, кто падал, в последствии более внимательны и достигают результата быстрее.

2. Анатомия

Короткие руки, слабые мышцы, большая пятая точка и много чего еще приходится регулярно слышать — это все не помеха. Большинство балансов потому и называются «баланс» — здесь не нужна сила, здесь нужен контроль за микродвижениями.

3. «Мне это не надо»

Система гимнастики йогов целостна и закончена. Убирать из нее элементы (впрочем, как и добавлять «отсебятину») значит нарушать эту систему. 1-2 % могут исполнить какие-то сложные (да и в общем-то все балансы на руках) стойки на руках с ходу. Остальные 98 % усердно из раза в раз стараются, пробуют и анализируют свое движение к заветной асане и это приносит плоды. Построение балансов зависит от общего состояния тела, которое в свою очередь, всесторонне развивают другие группы асан.

4. От простого к сложному

Ключевой прицип во всей йоге и в асанах в частности. Разбив освоение на сегменты по мере усложнения и осваивая каждый сегмент, постепенно асаны начнут получаться.

5. Фокус внимания

Процесс, а не результат определяет эффективность. Сосредоточьтесь на самом процессе выполнения — это даст вам более глубокое понимание движений, ощущений и их связи. Думать во время выполнения о результате — показатель отсутствия концентрации. Если в базовых балансах это может привести к падению (что не так страшно), то в сложных (например вришчикасана) отсутсвие концентрации может привести к травме посерьезнее.

6. «Сомневаешься — не делай. Делаешь — не сомневайся»

Эту фразу я услышал впервые на заводе. Она отражает всю суть исполнения балансов на руках. Используйте схему выше, чтобы понимать, к чему вы готовы. Оттачивайте мастерство в базовых балансах, чтобы перейти дальше. Если вы уже вознамерились попробовать в первый раз тот баланс, который вы не выполняли, оцените степень своей готовности. Если вы уверены — прочь сомнения. Во время выполнения баланса сомнение может нарушить концентрацию. Если вы пока сомневаетесь — отложите эту асану, она никуда не денется. Попробуйте вернуться к ней через несколько месяцев.

Далее несколько технических рекомендаций:

1. Асаны, без которых никуда (должны присутствовать в любом случае, это основа):

— чатуранга дандасана (нижняя планка),

— навасана с вариациями (поза лодки),

— дханурасана (поза лука),

— шалабхасана (поза саранчи).

2. Подготовительные асаны для базового блока:

— прасарита падоттанасана (наклон с разведенными ногами стоя),

— упавишта конасана (наклон с разведенными ногами сидя),

— баддхаконасана (бабочка),

— матсиасана (поза царя рыб),

-васиштхасана (боковая планка).

3. Подготовительные асаны для основного блока (в дополнение к предыдущим пунктам 1,2):

— паршваконасана уттхита и паривриттти (поза интенсивного вытяжения открытая и в скрутке),

— уткатасана паривритти (поза стула в скрутке),

— курмасана (поза черепахи),

— агнистамбхасана.

4. Подготовительные асаны для продвинутого блока (в дополнение к пердыдущим пунктам 1,2,3):

— падмасана (лотос {для толасаны и вариации павлина с лотосом}),

— йогадандасана (для эка пада данда каундиниасаны),

— бхуджангасана (кобра {для скорпиона, пера павлина и стойки на руках}),

— усложнения в шалабхасане,

— пашчиматтанасана (наклон к ногам),

— гаруда и гомукха руками (различные замки руками).

И еще немного советов напоследок:

— подвижный плечевой пояс играет ключевую роль, а не пресловутая сила рук,

— стоять у стены или закидывать ноги на стену с точки зрения освоения стоек на руках НЕЭФФЕКТИВНО!

— остановить инерцию заброса ног вверх практически невозможно, поэтому медленный выход более сложный, но более эффективный в перспективе,

— поясничный корсет должен быть максимально укреплен по всему направлению (позы, описанные выше, этому способствуют),

— мало выйти в асану, надо в ней задержаться и успокоить все процессы. Только тогда асана считается выполненной.

Дорогу осилит идущий.

© Павел Свинцов. Июль 2018

Читать другие статьи этого автора

Рубрики: практика йоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *